Смартфон или планшет здорово помогает в учении, общении с друзьями по всему миру, но от электронных устройств быстро развивается зависимость. Раньше недооценивали угрозу от чрезмерного увлечения гаджетами, сейчас все больше родителей обращается за помощью к психологам.
Проблема реальная или надуманная
Если ребенок много времени проводит в виртуальном мире, его нельзя оторвать от планшета, смартфона, игровой приставки, то у него развивается психологическая зависимость с характерными признаками привязки. Подросток теряет эмоциональную устойчивость, ему неинтересно общаться вживую, он проявляет агрессию, перестает учиться. Психологическая тяга приводит к проблемам на физическом уровне: хроническому недосыпанию, постоянной усталости, потере концентрации внимания, что усугубляется и может вызывать депрессивные расстройства, навязчивые идеи.
Попытки родителей ограничить время, проведенное со смартфоном, ухудшает ситуацию. Угрозы, скандалы, запреты, шантаж портят отношения. При любой зависимости синдром отмены болезненный, поэтому в ответ на попытки спрятать игровую приставку подросток может уйти из дома, свяжется с плохой компанией, переключится на еще более опасное пристрастие – наркоманию. Любая тяга требует квалифицированной помощи, тщательной проработки проблемы, поэтому для ее решения необходимо обратиться в центр для трудных подростков.
Откуда появляется привязанность к гаджетам
Исследования, которые проводились среди школьников 8-14 лет, показали основные причины, почему они уходят в вымышленный мир:
- нет других интересных занятий;
- избыток свободного времени;
- недостаточная уверенность в себе;
- сложные отношения с окружающими в реальности;
- желание быть таким же, как все.
Зависимость от электронных устройств продиктована неудовлетворенностью окружением, нежеланием быть в реальном мире, страхом. Она часто появляется у лиц, страдающих психическими расстройствами, мнительных, с низкой самооценкой. Чтобы устранить патологическую тягу к гаджетам, специалисты центра для сложных подростков в Москве сначала проводят диагностику, анализируют психическое и эмоциональное состояние ребенка. Это позволяет докопаться до истинной проблемы, разработать программу для коррекции, добиться устойчивого результата.
Когда нужно беспокоиться
Гаджеты есть у всех, но не все страдают от патологической привязанности к ним. Нездоровое увлечение смартфоном, которое грозит перерасти в психологические отклонения, можно определить по таким признакам:
- Чем больше подросток проводит времени со смартфоном, тем лучше у него настроение.
- Сложно переключить внимание школьника с электронного устройства на что-то другое. Он останавливается неохотно, ненадолго, пытается сразу вернуться в виртуальное пространство.
- При любых ограничениях эмоции сильно негативные. Начинается истерика, агрессивные припадки.
- Школьник прячет телефон, чтобы его не забрали, сам надолго прячется, уединяется, чтобы переписываться в социальных сетях.
- Подросток не может сконцентрировать внимание, если в руках нет смартфона.
- От чрезмерного увлечения техникой начинается бессонница, головная боль, постоянная усталость, отсутствие сил, апатия. Из-за дисплеев падает зрение, появляются боли в шее и спине.
Для успешной борьбы с гаджетозависимостью необходима поддержка близких, их внимание, забота, позитивное общение. Родители не всегда знают, как нормализовать взаимоотношения, а подростки часто идут на конфликт, отказываются общаться. Чтобы выстроить коммуникацию, лучше обратиться за помощью в центр, где психологи найдут подход к каждой личности. Конструктивный диалог со специалистом поможет ребенку осознать наличие проблемы, пагубность тяни и избавиться от нее.
Социальная опасность зависимости от гаджетов
Интернет и социальные сети дают возможность контактировать с разными людьми, но создают иллюзию, что подписчики – друзья, единомышленники. Виртуальный круг общения увеличивается, но качество общения снижается, ограничивается лайками и просмотрами. Если ребенок большую часть суток проводит в социальных сетях, он теряет способность общаться в реальном мире, не способен адаптироваться в коллективе.
Правильная социализация школьника – залог его благополучия. Ребенок должен научиться взаимодействовать с разными людьми, в разных сферах. Для этого ему необходимо общаться с реальными сверстниками, взрослыми. Настоящий, а не виртуальный контакт вырабатывает навыки взаимодействия, умение решать конфликты. Опыт делает личность дееспособной частью социума.
Зависимость от смартфонов – одна из причин плохой успеваемости, обучаемости. Из-за привязки к гаджетам школьник не способен запомнить простую информацию, включая коды и пароли. Из-за рассеянно внимания молодежь перестает читать, не может сконцентрироваться на тексте. Если не выпускать смартфон из рук, это приведет к серьезным расстройствам памяти и потере когнитивных способностей.
Как решить проблему
Правильный подход для избавления от любой зависимости – заручиться поддержкой специалистов. Психологи центра «Трудный возраст» в Москве разработают индивидуальную программу для подростка, чтобы убрать привязку к смартфону, игровой приставке. Мы практикуем комплексный подход, поэтому во время коррекции:
- устраняем психические и эмоциональные расстройства, которые заставляют прятаться в виртуальном пространстве;
- нормализуем отношения с близкими, друзьями, чтобы реальное общение радовало;
- мотивируем вести здоровый образ жизни;
- укрепляем физическое здоровье, чтобы убрать негативные последствия длительного пребывания за компьютером;
- работаем над повышением самооценки
- раскрываем таланты, чтобы свободное время посвящать хобби;
- развиваем ответственность, эмпатию, честность и другие важные черты личности.
Терапия происходит в специально оборудованном подростковом центре, где есть все необходимое для всестороннего развития личности. Дети проживают в комфортных комнатах, у них сбалансированное меню. Его можно скорректировать, если есть пищевые ограничения. После реабилитации подростки возвращаются к привычной жизни с мотивацией, планами на будущее.